Две великих битвы конца 2025 года

Прямо сейчас в России разворачиваются две эпичных битвы рынки объемом в триллионы рублей.
Ситуация настолько обострилась, что максимально вышла в публичное поле.

Первая битва разворачивается за общепит.

Рестораторы и ритейл делят рынок готовой еды.

1. Оборот российского общепита за девять месяцев 2025 года составил 4,3–4,4 трлн рублей.
2. У продуктового ритейла начал круто растит сегмент готовой еды. Х5 давно зашел на эту поляну. Лента запустила «Фабрику еды». Готовая еда — очень выгодно. Повышенная маржа плюс уже большой трафик в магазинах.
4. Рестораторы это заметили и бьют тревогу — население все меньше ходит в кафе и рестораны. Пошел за продуктами и там перекусили.
5. И начали через всякие ассоциации в публичное поле запускать мысли, что торговые сети фактически оказывают те же услуги, что и рестораны, но требования к ним проще. И проверяют их не так строго.
Потому что по текущему законодательству деятельность фуд-зон в супермаркетах определяется как розничная торговля, а не общественное питание.

Вторая битва еще серьезнее.

Это битва между банками и маркетплейсами. Они делят огромные финансовые потоки.

  1. Объем рынка онлайн — 11 триллионов рублей. Львиная доля приходится на крупнейшие маркетплейсы: WB, Ozon, Яндекс.Маркет.
  2. И у каждого маркетплейса теперь свой банк. И угадайте, что они делают? Правильно — переводят и транзакции и клиентов к себе. Карты, банкоматы, скидки. Понимаете, да?
  3. Традиционные банки это сильно раздражает. Огромный поток деньги активно пролетают мимо них.
  4. Причем раздражает настолько, что Греф публично сказал, что маркетплейсы недоплатили 1,5 трлн руб. налогов в этом году. Нормальный накат.
  5. Потом главы крупных розничных банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банка, Т-банка и Совкомбанк) написали письма в ЦБ, правительство, Госдуму, Совфед и администрацию. Изложив, что маркелплейсы ведут нечестную конкуренцию со скидками при оплате товаров через связанные с ними банком.
  6. Хотя со скидками интересно, конечно. Когда Сбер запускал Мегамаркет, помните что делал? Правильно максимальные скидки и баллы Спасибо. Но где те времена…
  7. Это все привело к бурной реакции со стороны маркетплейсов. Татьяна Ким публично назвала это циничным уничтожением конкурентов.
  8. Ozon сказал, что обсуждает с 17 банками их участие в открытой программе лояльности маркетплейса в целях создания выгодных цен для россиян.

Сколько всего еще происходит непублично — даже представить сложно.

Я думаю, что в тучные и хорошие времена мы бы с вами не заметили этого сражения. Но ситуация с экономикой непростая. Поэтом накал страстей — серьезный. А главное — не понятно, чем в итоге эта битва закончится. Может новыми законами и суровой регуляцией. Может усиление конкуренции приведет к более выгодным условиям для покупателей. А может и тем и другим и чем-то еще.

Запасаемся попкорном.


Опубликовано

в

от