Маркетинговые итоги 2026: Экономика внимания, экономика доверия

Хочу побыть визионером и рассказать, как меняется рынок коммуникаций и контента.
С какими настроениями мы шагаем в 2026 год. И сделаю я это в нескольких тезисах со ссылками на свои публикации.

  1. Количество внимания подошло к концу
    Принято считать, что мы живем в эпоху экономики внимания. Время людей ограничено. Они и так проводят онлайн почти 8 часов. Потребляя контент и производя контент.
    Бренды пытаются работать по формуле: получил внимание — получил продажи.

При этом

  1. Количество контента растет
    Люди производят контент, блогеры производят контент, бренды производят контент, искусственный интеллект производит контент.
    Десятки тысяч фильмов, миллионы рилсов, сериалов. Миллиарды текстов, фотографий и музыки.
    Все хотят фабрики, заводы или хотя бы ателье контента. Приближая нас к коллапсу.

А

  1. Ценность внимания разная
    Но у внимания есть ценность. Основную ценность представляет «ценная минута», определяемая фокусом (насколько человек вовлечён) и намерением (зачем он потребляет контент).
    Эту стоимость можно посчитать и вшивать в стратегию

И получается

  1. Отрицательная стоимость контента
    Для многих стоимость производства контента становится отрицательной. Придется придумать, как доказывать его ценность для потребителя.
    Либо тратить огромное количество денег на дистрибуцию и платить за удержание внимания. Потому что иначе все растворится в массе аналогичного контента и ИИ-шлака.

Поэтому

  1. Количество должно уйти в качество
    После 3 контактов с рекламным контентом доверие аудитории начинает снижаться. Без понятной стратегии каждое последующее сообщение может начать работать против выстраивания доверия.
    Нужна новая формула: меньше сообщений — больше эффекта. Вашему контенту должны доверять.

И получается, что

  1. Доверие — новая валюта
    Вы можете купить охваты, но не доверие. Будут выигрывать бренды, которые говорят реже, точнее и честнее.

Но

  1. Доверие зависит от
    Эмоций, которые вызывает контент. Эмоции напрямую влияют на внимание, запоминание и, как результат — рост или падение доверия.
    И еще важен контекст и канал, откуда получен контент. Вот почему люди смотрят блогеров, хотят развлекаться и получать эмоции.

Поэтому

  1. Креатив начинает играть решающую роль
    Он перестает быть элементом дистрибуции (чтобы завирусилось) и становится главным источником эффективности и конкурентного преимущества. Бюджет больше не гарантирует внимания, а без сильного креатива контент лишь ускоряет выгорание аудитории и снижает ее доверие. Больше контента, больше шума — меньше доверия.

В ответ на шум

  1. Внимание уходит в микросообщества
    Это реакция на перегруженную медиасреду. Аудитория хочет получить ощущение принадлежности и безопасности. И фильтр информационного шума. В микросообществах высокое качество доверия. Тут рекомендации, мнения и контент воспринимаются как свои, а значит правильные. Потому что исходят от людей с похожим контекстом. Это объясняет, почему наноблогеры часто работают лучше на результат.

В результате

  1. Контент становится частью идентичности
    Потребление определенного контента становится способом самовыражения. «Я то, что я смотрю». Выбор контента строится вокруг настроения, момента и внутреннего запроса.
    Мы с вами переходим в новую стадию экономики внимания — в экономику доверия.

Люди хотят простых и понятных решений, не требующих дополнительных усилий, доверительных коммуникаций.
И вместо рекламного агрессивного давления — то, что экономит силы и дает эмоции и энергию.

Что делать брендам в 2026 году в контенте

  1. Управлять вниманием и измерять его
    Нужно не оптимизировать объем трафика и контактов с аудиторией, а начать управлять вниманием.
    Измерять фокус и намерение, а не только просмотры. И сегментировать контакты по контексту потребления.
  • Меняйте метрики от охвата к вовлечению и доверию.

1.Доказывать ценность контента, а не его наличие
В условиях отрицательной стоимости контента бренд должен отвечать на вопрос потребителя «Зачем мне это смотреть именно сейчас?»

  • Делайте так, чтобы контент становился сервисом, а не шумом.

2. Инвестировать в креатив как в стратегический актив, а не в упаковку
Креатив становится больше не функцией дистрибуции и не «крючком для алгоритмов», а основным драйвер доверия.
Алгоритмы больше не усиливают плохой креатив — они его обнуляют, а сам креатив перестал быть инструментом привлечения — он стал фильтром.

  • Креатив должен стать долгосрочным активом бренда.

4. Смещать фокус с массовых медиа на микросообщества и доверенные каналы
Учитесь работать с микросообществами. Можно заходить туда через нано- и микроблогеров. Они являются носителями контекста, а не охвата. Учитесь создавать собственные закрытые или полузакрытые среды (клубы, каналы, комьюнити).

  • Компаниям важно адаптировать сообщение под язык и нормы конкретного сообщества.

5. Строить коммуникацию вокруг идентичности и состояния, а не продукта
В экономике доверия люди выбирают контент как отражение себя и своего состояния. Брендам стоит учитывать эмоциональный запрос момента: усталость, тревогу, поиск энергии, потребность в простых решениях.

  • Бренд должен говорить аудитории не «что мы продаем», а «кто вы, если с нами»

И смотрите презентацию: 5 контентных подходов, которые будут работать в 2026 году


Опубликовано

в

от