В средней школе у нас был урок, на котором нам рассказывали про блокадный Ленинград. Я в детстве очень много читал и в одной из книг про войну вычитал воспоминания солдата, который принимал детей из блокадного Ленинграда. И что его поразили огромные раздувшиеся животы. Как-будто они съели арбуз. Этот факт поразил и меня.
На вопрос учительницы “Кто еще что-то знает про блокаду?”, я протянул руку и рассказал про животы в классе. Учительница посмеялась надо мной, сказав, что это невозможно. Что голодные дети худые, у них видны ребра и впалые животы. И что я явно что-то перепутал. Вместе с ней посмеялись и другие дети в классе.
Взрослым я узнал, что большой живот у хронически голодных детей- это скопление жидкостей в организме, вызванное белково-энергетической недостаточностью. Сейчас про эти животы и Ленинград можно легко нагуглить.
Но тогда учительница надолго отбила у меня желание делиться с кем-то новой информацией.
Еще в детстве я иногда писал рассказы. В то время меня очень увлекала научная фантастика (да и сейчас увлекает не меньше). Роберт Хайнлайн, Пол Андерсон, Желязны и другие именитые авторы своими историями порождали в голове новые миры.
И часть этих миров я пытался вытащить на свет, записывая рассказы в тетрадки в клеточку.
Как-то раз, набравшись смелости, я показал эти рассказы одному близкому родственнику. Он с первых минут посмеялся и сказал, что описанный мной процесс невозможен технически и что это все довольно бредово.
Сейчас я понимаю, что это было не очень красиво и в целом реагировать на чужую критику надо иначе.
Но тогда мне этого никто не объяснили и мои рассказы перестали появляться на свет.
Еще был случай, когда я только начинал учиться играть на гитаре и кто-то, кто умел играть лучше меня, покровительственно забрал ее у костра и посоветовал больше не брать в руки. “Не умеешь – не берись” – вальяжно прозвучала из его уст как-бы народная мудрость.
Много таких случаев. С возрастом это все забывается, но все же оставляет определенные борозды в сознании и, что важно, убивает определенные мысли и стремления.
Не позволяйте себе поступать так с вами и, самое главное, не поступайте с другими так. Особенно с детьми.
Не уставайте пробовать что-то новое и постоянно учиться. Спрашивайте совета, но всегда думайте своим умом.
Как-то так.