В 1994 году художники Виталий Комар и Александр Меламид решили провести эксперимент. Они нарисовали картины на основе социологических опросов.
В ходе опроса художники выясняли мнение, что такое идеальная картина по мнению людей и что такое ужасная картина. Проект был развернут на разные страны и даже отдельные города, а опросы заказывались реальным социологическим службам; основной массив работы был проведен в 1993-97 годах.
Выяснилось, что вкусы у всего человечества примерно одинаковые: везде любят пейзажи с детишками и зверюшками и ненавидят абстракцию.
Например, иллюстрация к публикации – самая любимая картина русского народа «Видение Христа медведю» (размером с телевизор). Да, так она называется.
Нравится ли она вам?
Даже сделав скидку на талант художников, считаю, что получилась полная ахинея.
О чем это говорит мне, как маркетологу?
- Опираться на социологию можно и нужно. Это важный этап подготовки, без которого нельзя.. Но!
- Создать что-то сильное и яркое только на социологии – невозможно. Мы получим “усредненную серую ерунду”. Которая в итоге не зайдет никому.
- Сильным локомотивом будут сильные и креативные идеи, которые рождаются на стыке социологии и таланта. Почему?
- Потому что не всегда люди хотят того, о чем думают. Да и не всегда понимают, чего действительно хотят. Они смогут оценить это только когда увидят.
Как это проявляется в реальной жизни?
- Самый популярный пример – iPhone, который появился не на основе социологии, а на основе визионерства конкретных людей
- Контр-пример от меня – провал новой Русалочки от Диснея. Когда пытались понравится всем и в итоге не понравились никому.
- К сожалению, со многими фильмами и сериалами происходит что-то похожее. Продукты делаются постными и безлопастными. Чтобы никого не ранить.
Ну и самый неочевидный пока пример – нейросети. Вам не кажется, что они все чаще выдают что-то усредненное, не яркое и банальное. Первое время это казалось интересным, но теперь стало обыденностью. Ну и появление все новых и новых ограничений на генерацию приводит к тому, что креативом от ИИ станет “золотая” безопасная середина. С безвкусным вкусом…