На графике выше статистика по нашим проектам / клиентам и средним чекам. Мои пиарщики не разрешили мне показать абсолютные цифры, но разрешили показать график.
Итак, digital-реклама хороша (и одновременно плоха) тем, что ее можно быстро запустить и выключить. У нее нет инерции, как у ТВ. Поэтому трансформация настроений российского бизнеса в разрезе года очень хорошо видна на digital-проектах агентства.
Начало 2022 мы убираем. Это прошлая жизнь, которая мало чего имеет общего с текущей.
Апрель и май 2022 года – рост количества клиентов без роста среднего чека.
Я называю этот период исходом малого бизнеса из заблокированных социальных сетей. К нам хлынул поток клиентов из Инсты в поисках спасения, так как эта социальная сеть была единственным каналом генерации лидов.
Малый бизнес очень мобилен и решения они принимают быстро. Денег у них на 1-2 месяца жизни.
Июнь и июль 2022 эта тенденция сохраняется с некоторой погрешностью. В это же время все, кто может, судорожно пытаются нащупать что-то в Казахстане и окрестностях.
Август. Малый бизнес рассыпается и теряется на «складках местности». Протестировав разные инструменты и поняв, что за дешево много клиентов уже не будет, часть пытается вернуться в старые каналы или освоить ВК. Ну и многое научились играть с VPN: и бизнес и население.
В этом же месяце размораживает свои активности средний и крупный бизнес. Ко многим приходит осознание, что ситуация теперь будет иной и это будет надолго. Начинают «расконсервировать» старые проекты, выводить новые продукты и доставать с полок и из заначек бюджеты.
В сентябре эта тенденция сохраняется, но внезапно объявляют мобилизацию и это провоцирует несколько трендов в октябре.
В октябре часть компаний ставит на стоп все проекты и начинает решать кадровые вопросы. Это и переезд сотрудников в другие страны. И бронь для важных сотрудников. Ну и поддержка мобилизованных.
Другие компаний полностью сворачивает все активности в России и начинает «исход». Или перенос российских офисов заграницу. Или закрытие целых бизнесов.
В ноябре и декабре рынок привычно и даже машинально оживает. Кто-то пытается занять освобождающиеся ниши.
Кто-то судорожно бежит вкинуть в рекламу денег, чтобы спасти погибающий бизнес.
Примерно треть продолжает намеченную стратегию.
Январь и февраль 2023 года не приносят спокойствия. Вроде бы это время осмысления. Но бизнес активно строит планы и пытается выводить новые продукты, запускать новые рекламные кампании. Много тендеров, подведение итогов которых уходит в март и апрель. Все медлят с выбором, планируют очень осторожно.
В марте 2023 начинает расти количество проектов, растет средний чек.
Какие выводы можно сделать?
До 2022 года на многих рынках, таких как недвижимость, онлайн-образование, доставка еды, просматривались признаки пузыря. И на растущем рынке денег хватало на всё и на всех. Многие компании позволяли себе работать в минуса по несколько лет. На рынке digital маркетинга тоже стала образовываться некоторая “пузырьковость”, в результате которой появилось огромное количество больших и маленьких агентств, а также несчитанное количество фрилансеров. Бизнесу столько маркетологов было не переварить.
Год назад ситуация поменялась, и не только в РФ.
Сейчас более-менее себя чувствуют компании с устойчивой бизнес-моделю.
Которая у была у них изначально или в которую они быстро перестроились буквально за несколько месяцев 2022 года. Сейчас крепко стоят на ногах и развиваются те компании, которые не только умеют получать доход, но и жестко умеют контролировать свой расходы и долговую нагрузку. Такое время.