Первичный анализ сайта

Прежде чем приступить к детальному анализу сайта и его аудитории, задайте себе вопросы: для кого нужен этот сайт, какие перед ним стоят задачи и какие ценности (например, нематериальные или материальные) получает пользователь в результате.

Сформулируйте эти мысли при визуальном осмотре, в процессе навигации по сайту, при прочтении описания сайта. Это поможет точнее интерпретировать получаемые во время анализа данные и дать правильную оценку тому, что вы увидите. Итак, какие вопросы можно задать себе?

3247xxl

1.1. Для кого этот сайт?

Например:

  • Предназначен ли он для широкой группы лиц?
  • Предназначен ли он для определенной группы лиц (водители, врачи)?
  • Предназначен ли он для людей определенного возраста?

Сайт может быть для нескольких групп одновременно (сайт для любителей отечественных сериалов, в основной своей массе женщин; сайт для любителей видео с автомобильными авариями, большинство из которых сами водители и так далее).

Сформулируйте для себя вывод в произвольной форме и сравнивайте его с тем, что вы получаете в процессе анализа, например когда будете оценивать соцдем характеристики аудитории.

Примеры:

  • «Доктор на работе» — сайт для определенной группы лиц (врачей).
  • Или «Тостер» — сайт для разработчиков.
  • Adme.ru — с одной стороны, сайт для тех, кто занимается рекламой, но фактически — сайт для широкой аудитории.
  • «Смешарики» — сайт для юной аудитории.

1.2. Какие задачи он решает?

Например:

  • Это информационный сайт?
  • Это сайт для коммуникации пользователей между собой?
  • Этот сайт предназначен для хранения и систематизации данных?
  • Этот сайт предназначен для продажи услуг?

Сайт может решать множество задач, и сложно выделить основную. Тем не менее постарайтесь ее найти. Также выделите дополнительные задачи (функции, цели), которые сайт решает (преследует, достигает).

Примеры:

  • Информационный сайт — например, сайт фирмы «Мебельный щит». Его задача  просто рассказать: «мы есть».
  • Еще один пример информационного сайта — «Кинопоиск». Он содержит в себе массу полезной информации о кино и актерах, но у него есть дополнительные функции: структуризация контента (рейтинги, рецензии) и общение (форум).

1.3. Что получает пользователь в результате работы с этим сайтом?

Например:

  • Получает необходимую информацию?
  • Может загружать свою информацию и получать оценки пользователей?
  • Может оценивать информацию других пользователей?
  • Получает возможность купить товар, услугу?

У сайта может быть несколько конечных результатов, которые получает пользователь при работе с ним. Стараемся выделить один основной — тот, который считаем наиболее очевидным; определяем дополнительные результаты. Эти выводы позволят понять, чем именно ценен сайт для его аудитории и как это использовать в дальнейшем (например, для увеличения монетизации).

Примеры:

  • Pikabu.ru — сайт, в котором пользователи публикуют различного рода информацию, общаются и в результате получают социальное признание.
  • Lenta.ru — пользователи получают новостную информацию.
  • «Рокетбанк» — информационный сайт, однако в конечном итоге пользователь получает продукт в виде карты и становится клиентом.

1.4. Какое первое впечатление производит сайт?

10105182

Постарайтесь быстро сформировать первое впечатление от сайта, не разбираясь в деталях. Помните, что на знакомство с новым сайтом у пользователя уходит от 5 секунд до 1 минуты (больше внимания получит сайт, если пользователь лоялен, посетил этот сайт после рекомендации друга и т.п.).

Если сайт производит субъективно хорошее первое впечатление, то шансы, что пользователь станет лояльным (вернется на сайт и будет его частым гостем), высоки. Если не производит, то страница, скорее всего, будет закрыта и забыта. И это тоже стоит учесть в своей оценке.

Примеры:

Сравните визуально:

Сайт «Кулички»:

Не очень понятно, о чем сайт
Не очень понятно, о чем сайт.

Сайт Computerra.ru:

Простой и понятный дизайн. Основная задача сайта понятна
Простой и понятный дизайн. Основная задача сайта ясна.

Любые замечания и уточнения буду рад видеть в комментариях.