Прежде чем приступить к детальному анализу сайта и его аудитории, задайте себе вопросы: для кого нужен этот сайт, какие перед ним стоят задачи и какие ценности (например, нематериальные или материальные) получает пользователь в результате.
Сформулируйте эти мысли при визуальном осмотре, в процессе навигации по сайту, при прочтении описания сайта. Это поможет точнее интерпретировать получаемые во время анализа данные и дать правильную оценку тому, что вы увидите. Итак, какие вопросы можно задать себе?
1.1. Для кого этот сайт?
Например:
- Предназначен ли он для широкой группы лиц?
- Предназначен ли он для определенной группы лиц (водители, врачи)?
- Предназначен ли он для людей определенного возраста?
Сайт может быть для нескольких групп одновременно (сайт для любителей отечественных сериалов, в основной своей массе женщин; сайт для любителей видео с автомобильными авариями, большинство из которых сами водители и так далее).
Сформулируйте для себя вывод в произвольной форме и сравнивайте его с тем, что вы получаете в процессе анализа, например когда будете оценивать соцдем характеристики аудитории.
Примеры:
- “Доктор на работе” — сайт для определенной группы лиц (врачей).
- Или “Тостер” — сайт для разработчиков.
- Adme.ru — с одной стороны, сайт для тех, кто занимается рекламой, но фактически — сайт для широкой аудитории.
- “Смешарики” — сайт для юной аудитории.
1.2. Какие задачи он решает?
Например:
- Это информационный сайт?
- Это сайт для коммуникации пользователей между собой?
- Этот сайт предназначен для хранения и систематизации данных?
- Этот сайт предназначен для продажи услуг?
Сайт может решать множество задач, и сложно выделить основную. Тем не менее постарайтесь ее найти. Также выделите дополнительные задачи (функции, цели), которые сайт решает (преследует, достигает).
Примеры:
- Информационный сайт — например, сайт фирмы «Мебельный щит». Его задача просто рассказать: “мы есть”.
- Еще один пример информационного сайта — «Кинопоиск». Он содержит в себе массу полезной информации о кино и актерах, но у него есть дополнительные функции: структуризация контента (рейтинги, рецензии) и общение (форум).
1.3. Что получает пользователь в результате работы с этим сайтом?
Например:
- Получает необходимую информацию?
- Может загружать свою информацию и получать оценки пользователей?
- Может оценивать информацию других пользователей?
- Получает возможность купить товар, услугу?
У сайта может быть несколько конечных результатов, которые получает пользователь при работе с ним. Стараемся выделить один основной — тот, который считаем наиболее очевидным; определяем дополнительные результаты. Эти выводы позволят понять, чем именно ценен сайт для его аудитории и как это использовать в дальнейшем (например, для увеличения монетизации).
Примеры:
- Pikabu.ru — сайт, в котором пользователи публикуют различного рода информацию, общаются и в результате получают социальное признание.
- Lenta.ru — пользователи получают новостную информацию.
- “Рокетбанк” — информационный сайт, однако в конечном итоге пользователь получает продукт в виде карты и становится клиентом.
1.4. Какое первое впечатление производит сайт?
Постарайтесь быстро сформировать первое впечатление от сайта, не разбираясь в деталях. Помните, что на знакомство с новым сайтом у пользователя уходит от 5 секунд до 1 минуты (больше внимания получит сайт, если пользователь лоялен, посетил этот сайт после рекомендации друга и т.п.).
Если сайт производит субъективно хорошее первое впечатление, то шансы, что пользователь станет лояльным (вернется на сайт и будет его частым гостем), высоки. Если не производит, то страница, скорее всего, будет закрыта и забыта. И это тоже стоит учесть в своей оценке.
Примеры:
Сравните визуально:
Сайт «Кулички»:
Сайт Computerra.ru:
Любые замечания и уточнения буду рад видеть в комментариях.