8. Кто они — мои конкуренты?
Практически в каждой записи из раздела “Оценка и анализ сайта” есть посыл — “сравниваем с сайтами-конкурентами”. Но кто они — сайты-конкуренты и самое главное — как их найти?
Конкурировать между собой сайты могут по нескольким критериям:
- категория сайта,
- размер аудитории,
- соцдем аудитории.
Сразу оговорюсь — конкуренция может быть прямой, может быть косвенной, а может быть конкуренция между разделами сайта (например, тематический сайт может конкурировать с соответствующим разделом на крупном новостном портале).
Пример:
Hi-tech.mail.ru и Chezasite.com — с натяжкой можно назвать конкурентами на поле обзора новинок на рынке гаджетов.
Категория сайта
Способов определить категорию может быть много — попробуйте классифицировать сайты по темам (о чем эти сайты), по типам контента (текст, видео, музыка, фото), по способу наполнения контента и так далее. В Первичном анализе перечислены основные вопросы, которые следует задать себе при осмотре. Они помогут отнести сайт к определенной категории.
Пожалуй, самый простой способ — ответить на вопрос “О чем этот сайт?”
Например:
- СМИ (Новости)
- Кино
- Путешествия
- Компьютеры
- Интернет
- Женский форум
- Животные
- Видео и т.д.
У сайта может быть несколько категорий. Например, сайт с новостями о музыке. Это и новостной сайт, и сайт про музыку. В данном случае задайте себе вопрос: может ли этот сайт конкурировать с новостными сайтами? Наверное, нет. Может ли этот сайт конкурировать с сайтами, на которых скачивают mp3? Наверное, нет. Это если мы говорим о прямой конкуренции. С другой стороны, он частично перехватывает аудиторию и там и там, и есть косвенная конкуренция. Иногда конкурентов быстро не выявить.
Инструменты — что можно использовать для определения конкурентов по категории.
- Яндекс.Каталог — находим наш сайт и вычисляем конкурентов из той же рубрики.
- ТОП100.Рамблер — аналогично с ЯК — находим наш сайт и вычисляем конкурентов.
- Топ LiveInternet.ru — ищем сайт и ближайших конкурентов (в том числе и по охвату аудитории).
- Similarweb.com — автоматически ищет по своим алгоритмам сайты-конкуренты и выводит их в конце страницы.
- Cy-pr.com — пытается определить конкурентов по поисковым запросам.
- Alexa.com — есть свой каталог.
- DMOZ.org — один из старейших каталогов.
Советую использовать 3-4 инструмента (например, ЯК, Li.ru, Similarweb). Не все регистрируют свои сайты во всех этих каталогах, и можно что-то упустить, если ограничить проверку 1-2 инструментами.
Пример:
Звуки.ру — это и новости, и артисты, и видео, и аудио, и афиша. Я сразу не могу назвать ближайших конкурентов.
Посмотрим, что нам рекомендуют инструменты:
“Яндекс” считает, что это «Журналы». ОК. Однако понятие “Журналы” очень большое и конкурентов там много…
“Рамблер” дает более ясную картинку: “Музыка”, “MP3” и “Портал” — уже ближе к истине, и можно искать конкурентов хоть там, хоть там.
Согласно рубрикации Alexa.com, Звуки.ру — это “World > Russian > Искусство > Музыка > Новости и СМИ”.
А SimilarWeb заботливо показывает конкурентов:
Для начала работы этого вполне достаточно — дальнейший анализ нужно проводить исходя из задач, которые стоят перед сайтом. Если для нас важнее видеоклипы — подбираем соответствующих конкурентов. Если на первом месте позиционирование как журнал — стараемся выбрать похожих конкурентов оттуда и сравнивать сильные и слабые стороны.
Размер аудитории
Размер аудитории, или иначе трафик (об этом я пишу подробнее в заметке про Трафик и его качество) — тоже один из методов поиска сайтов-конкурентов.
Размер аудитории можно сравнивать в том случае, если остальные критерии совершенно не важны, а нужен большой охват и массовость.
Например, мы можем выделить:
- широкоохватные сайты (Mail.ru, Rambler.ru, Vkontakte.ru и так далее);
- нишевые сайты — сайты с достаточно маленькой, но понятной аудиторией (Кakzovut.ru, Popmech.ru и тому подобные).
Инструменты:
- Топ LiveInternet.ru — хорошая возможность найти конкурентов по охвату вообще или в нужной категории.
- ТОП100.Рамблер — тоже можно посмотреть охват по определенным категориями и вообще.
- Alexa.com может стать неплохим подспорьем с их Top Sites.
Пример:
Drom.ru, Gismeteo.ru, Kinopoisk.ru — 3 совершенно разных сайта с категориями “Авто”, “Погода”, “Кино”, но у них у всех достаточно большая аудитория. И если нам нужно оценить исключительно с точки зрения размера (например, если мы планируем действительно массовую рекламу) — можно сравнить, т.к. их аудитория колеблется в районе 1-2 млн посетителей в сутки.
Подробнее об оценке трафика читайте в записи Трафик и его качество.
Соцдем аудитории
Если перед нами стоит задача не просто сравнить размер аудитории, но задача собрать аудиторию определенной категории (например, сайт с доминирующей мужской аудиторией или сайт для тех, кому за 40) — то можно вести речь о конкуренции по соцдему.
К сожалению, тут универсальных инструментов оценки сайта я не могу порекомендовать. В ход идет секретное оружие — головной мозг.
Изучите аудиторию сайта на предмет:
- кто основная аудитория сайта — мужчины или женщины;
- каков основной возраст аудитории;
- откуда пришли эти посетители (географически).
Читайте подробнее в Трафик и его соцдем и география.
И задайте себе вопрос: какие сайты еще могут конкурировать по данным показателям?
Пример:
Они такие разные, но все же они конкурируют (пусть и косвенно):
Sportbox.ru и Maximonline.ru — сайт о спорте и мужской сайт — они оба конкурируют на поле мужской аудитории.
А вот Sportbox.ru и Sports.ru конкурируют и по соцдему, и по теме сайта. Но не конкурируют по трафику 🙂
Попробуйте задать себе вопрос: с кем может конкурировать сайт Cosmopolitan по уровню женской аудитории?
Подводя итог: можно искать конкурентов, используя один из методов, а можно — используя все или различные комбинации. Все зависит от задач, которые мы ставим перед собой.
Любые замечания и уточнения буду рад видеть в комментариях.